Телефонные мошенники: как защититься

Телефонные мошенники: как защититься

Мошенники постоянно совершенствуют свои схемы обмана, в том числе с помощью новых технологий. Атаки стали более адресными и хорошо подготовленными.

Злоумышленники начали предварительно изучать жертву – ее профиль в соцсетях, круг друзей, место работы, материальное положение.

Затем они разрабатывают индивидуальный сценарий обмана с использованием современных технологий, в том числе соцсетей и мессенджеров.

Например, массово распространяется схема с созданием поддельных телеграм-аккаунтов руководителей: мошенники пишут людям от имени их начальников. Иногда они идут ещё дальше и с помощью нейросетей создают голосовые сообщения от имени родственников человека или тех же начальников, получая образцы голосов с видео из соцсетей.

Этот поддельный «начальник» может сообщить человеку, что с его банковским счетом возникли проблемы, сейчас с ним свяжутся по этому вопросу и нужно выполнять все указания.

Как правило, затем жертве поочередно звонят сразу несколько человек, которые представляются сотрудниками банков, правоохранительных органов, Банка России. Это многоуровневая схема обмана, ее цель – украсть как можно больше денег у одной жертвы.

Мошенники говорят человеку, что его накопления под угрозой и надо срочно перевести их на якобы безопасный счет. Или что кто-то пытается оформить на него кредит, и чтобы помешать, надо оформить встречный кредит на такую же сумму и переслать деньги на специальный счет. В итоге люди не только теряют свои деньги, но и берут в долг крупные суммы, серьёзно ухудшая своё финансовое положение.

Как защититься от таких персональных атак?

Если вам написал в соцсети или в мессенджере знакомый человек и речь заходит о деньгах, прервите разговор и свяжитесь с ним каким-либо другим способом. Не звоните и не пишите на тот же аккаунт, он может быть взломан злоумышленниками.

Самое главное, не действуйте на эмоциях, ведь именно на быструю необдуманную реакцию и рассчитывают мошенники.

Если вас пугают тем, что сейчас у вас снимут со счета деньги, просто позвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на сайте или на вашей банковской карте.

Но в первую очередь важна профилактика. Держите в тайне персональные и финансовые данные, не размещайте в свободном доступе личную информацию, не пересылайте в мессенджерах и соцсетях чувствительные сведения, например, фотографии банковской карты, платежные документы.

Что делать, если мошенники всё-таки украли деньги?

Нужно сразу же заблокировать карту, с которой украли деньги. Затем в течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией, а также как можно скорее обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

Очень важно своевременно передать полиции и сотрудникам банка всю информацию о том, каким образом с вами связывались мошенники – с какого номера звонили, на каком сайте вводили данные карты.

Во-первых, это поможет в поимке преступников, а во-вторых, позволит блокировать их телефонные номера и сайты.

Есть ли шанс вернуть украденные мошенниками деньги?

Сейчас банки возмещают деньги только в одном случае: когда хищение случилось без участия клиента, то есть он не передавал мошенникам доступ к своим деньгам – не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль.

Но большое число мошеннических операций происходит с использованием социальной инженерии, когда человек добровольно переводит сбережения злоумышленникам. И такие случаи не подпадают под действующий механизм компенсаций.

Но с 25 июля 2024 года заработает новый порядок возврата похищенных мошенниками денег.

Банк России ведет базу данных о случаях и попытках хищения денег, в ней содержатся в том числе сведения о совершенных операциях, о плательщиках и получателях денежных средств. К этой базе имеют доступ все банки, в ней уже сотни тысяч реквизитов, замеченных в мошеннических схемах.

Новый порядок возмещения заключается в том, что если банк - отправитель платежа получил от Банка России информацию из этой базы по тому счету, на который переводятся средства, но не учел ее и совершил перевод на такой счет, то он обязан будет вернуть клиенту похищенные средства в полном объеме в течение 30 дней.

Также с 25 июля вводится двухдневный период охлаждения, во время которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет и уведомит клиента о приостановке операции. У человека появится возможность одуматься и отказаться от перевода.

Как мошенникам удается открывать множество счетов и карт?

Для этого они вовлекают в свой бизнес посторонних людей, вся роль которых заключается в предоставлении мошенникам своих карт и счетов.

Сегодня существует несколько вариантов вовлечения людей в обналичивание похищенных денег. Кто-то сознательно участвует в этом и передает свои карты мошенникам. Другие даже не подозревают, что их счета используют для вывода средств и что они стали соучастниками преступления.

К сожалению, в последнее время в дропперство активно стали втягивать подростков. Им предлагают оформить карту и передать ее неким лицам за вознаграждение. Дополнительные деньги платят за то, чтобы подросток уговорил своего друга тоже оформить карту и передать ее мошенникам. Таким способом дети массово втягиваются в незаконную деятельность.

Чтобы быть в курсе всех свежих уловок мошенников, регулярно посещайте на сайте Банка России специальный раздел «Противодействие мошенническим практикам» на странице «Информационная безопасность». Там публикуются наиболее популярные у злоумышленников схемы и полезные советы о том, как действовать, если вас пытаются обмануть.